Шины

Болид Ф1 - технический шедевр. С учетом развития аэродинамики, композитной конструкции и двигателя, легко забыть, что шины по-прежнему являются самой важной составляющей болида и единственной точкой контакта между машиной и дорожным полотном.

Традиционно, средний автомобиль с хорошими шинами мог бы показать хорошие результаты, но с плохими шинами даже у самого лучшего автомобиля не было шансов. В нынешней эре все по-другому, и с 2007 года каждая команда получает шины от одного поставщика, но шины по-прежнему имеет большую разницу в сравнении с комплектом более свежих шин, которые обычно имеют значительное преимущество перед изношенной резиной. В результате команды и пилоты рационально используют шины в течение гоночного уик-энда, чтобы у них было достаточно наборов свежих шин для гонки.

Несмотря на то, что шины на первый взгляд все одинаковые, гоночные шины и дорожные шины в лучшем случае являются дальними родственниками. Обычная автомобильная шина выполнена с тяжелыми стальными ремнями радиальных слоев и рассчитана на долговечность, которая обычно составляет до 16 000 километров пробега и более (10 000 миль). Нынешние шины Формулы 1 рассчитаны на то, чтобы продержаться от 60 до 120 километров в зависимости от состава и, как все шины Формулы 1 имеют легкий и сильный конструктивный состав. Они имеют основную структуру из нейлона и полиэфира в сложном ткацком узоре, разработанном, чтобы выдерживать гораздо большие нагрузки, чем шины для дорожных автомобилей. В гонках Формулы 1 они выдерживают до тонны прижимной силы, 4g боковых нагрузок и 5g продольных нагрузок.

Гоночные шины имеют очень мягкий состав, натуральных и синтетических резиновых смесей, которые предлагают наилучшее сцепление с текстурой трассы, но, как правило, очень быстро изнашиваются. Если вы посмотрите на обычную трассу, вы увидите, что рядом с ней, большое количество резинового мусора. Все гоночные шины лучше всего работают при относительно высоких температурах, после чего шины становятся более липким, но также часто имеют разную оптимальную рабочую температуру.

Развития гоночных шин достигло совершенства с появлением необработанных шин 'сликов' в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Команды и производители шин поняли, что в отсутствии рисунка протектора в сухую погоду помогает увеличить поверхность сцепления резины в контакте с дорогой и может быть максимальным. Машины Формулы 1 ездили на сликах до 1998 года, когда были введены дрифленые шины ля сдерживания скорости на поворотах. В правилах указано, что все шины должны иметь четыре непрерывные продольные канавки не менее 2,5 мм глубиной и должны быть разнесены на 50 мм друг от друга. Эти изменения создали ряд новых проблем для производителей шин - в первую очередь обеспечение целостности канавок, которые, в свою очередь, ограничивают мягкость резиновых смесей, которые могут быть использованы.

Сезон 2009 года вернул слики, после решения ФИА на использование новых аэродинамических правил, а не резину, как способ поддержания скорости на поворотах под контролем.

Резиновые смеси, используемые в каждой гонке определяются поставщиком шин (в настоящее время Пирелли) по известным характеристикам трассы. Три различных смеси сухих шин доступны для каждой команды на каждом Гран-При и пилоты должны использовать как минимум два во время гонки. Фактическая мягкость резиновой покрышки варьируется путем изменения пропорций ингредиентов, добавляемых в каучук, из которых три главные: углерод, сера и нефть. Честно говоря, чем больше масла в шине, тем мягче она будет. Однако, в то время как более мягкие шины, как правило, быстрее, чем более жесткие, они также менее долговечны.

Нынешние шины Ф1 от Пирелли имеют ассортимент из семи комплектов для сухой погоды: гиперсофт (с розовыми ободками), ультрасофт (фиолетовый), суперсофт (красный), софт (желтый), медиум (белый), хард (голубой) и суперхард (оранжевый).

Промежуточные (зеленый) и в дождевые (синий) шины имеют полный рисунок протектора, так как необходимо изгонять стоячую воду во время гонок на мокрой дороге. Тем не менее, иногда условия слишком влажные даже для полностью дождевых шин. Один из худших возможных ситуаций для автогонщика остается аквапланирование - состояние, когда на поверхности трассы большое количество воды, что протектор покрышки не успевает ее выгонять, тем самым между колесом и дорогой появляется водяной клин, и создается ощущение, что машина плывет, скользя по воде. Это приводит к значительно сниженному уровню сцепления. Протектор современных гоночных шин математически разработаны для того чтобы переработать максимально возможный объем воды с поверхности дороги, чтобы обеспечить наилучший контакт между резиной и трассой. На полной скорости промежуточные шины Пирелли могут перегонять до 30 литров воды в секунду, в то время как дождевые максимально могут перегнать 85 литров в секунду.

Шины для болидов Формулы 1, как правило, заполняются специально обогащенной азотом воздушной смесью, что позволяют свести к минимуму колебания давления в шинах при изменении температуры. Смесь также сохраняет давление дольше, чем обычный воздух.